Компас в мир профессий 

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание - одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, или под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач - подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

Мы выбираем и нас выбирают. Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

 

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.



ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая соответствует:

 

1.Твоим интересам и склонностям   «ХОЧУ»

Это все, что ты выполняешь в школе и во внеурочное время с интересом, желанием,

по собственной инициативе.

Если от выбранного дела ты получишь удовлетворение, то охотнее и эффективнее будешь трудиться и быстрее станешь профессионалом. Твои шансы найти высокооплачиваемую и престижную работу возрастут. 

2.Возможностям и способностям   «МОГУ»

Это деятельность, которая тебе по силам, отвечает уровню твоих знаний, умений, навыков, состоянию здоровья.

Есть дела, в которых ты не можешь добиться высоких результатов, а есть такие, которые ты выполняешь с легкостью, удовольствием, не испытывая затруднений. Выбор должен быть сделан в пользу последних. 

3.Спросу на рынке труда    «НАДО»

Необходимо учитывать реальную ситуацию, возможность трудоустройства по выбираемой профессии. «Надо» зачастую находится в противоречии с «хочу». Делая шаг в сторону «надо», следует помнить: безработица - не самое лучшее начало профессиональной карьеры.

Что влияет на выбор профессии?

Существует 8 факторов выбора профессии

/По Е.А. Климову/:

 

1.    Позиция старших членов семьи.

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2.    Позиция товарищей, друзей.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3.    Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4.    Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5.    Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6.Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7.Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8.Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Что нужно знать при выборе учебного заведении

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

 

·         Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

·         По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

·         Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

·         Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

·         Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

·         Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

·         Какова продолжительность обучения?

·         Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

·         Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

·         Адрес учебного заведения и его полное название?

ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. Отсутствие самостоятельности в принятии решения

Подумай, действительно ли это твой собственный выбор? Возможно, он сделан под давлением родителей, которые, не считаясь с твоими склонностями, руководствуются исключительно практическими аргументами. А может, ты выбираешь дело жизни «за компанию» со своим другом или подругой?



2. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей, неумение соотнести их с требованиями профессии 

Мечтать можно о любой профессии, но выбирать следует ту, которая «по плечу». Может, ты не учел свои личностно-психологические особенности и автоматически перенес интерес к школьному предмету на будущую профессию?

Но ведь одно дело - любить математику, другое - работать бухгалтером. 

3. Игнорирование фактора

конкурентоспособности профессии на рынке труда


Опрометчиво делать выбор, не имея четкой информации о профессии и руководствуясь лишь ее кажущейся привлекательностью. Можно выбрать престижную профессию, годиться этим. Но оказаться без работы. А можно чем-то поступиться, пойти на компромисс, зато твой труд будет востребован, ибо в нем есть необходимость.

ТИП «Человек – Техника»


Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

1.    с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

2.    с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

3.    с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         исследовать, наблюдать;

·         создавать и испытывать новые образцы;

·         планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

·         придумывать новые способы деятельности;

·         самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

·         принимать нестандартные решения.

·         технический склад ума;

·         пространственное воображение;

·         склонность к практическому труду;

·         эмоциональная устойчивость.

 

ТИП «Человек – Природа»

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.


Связаны:

1.    с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

2.    с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

3.    с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         ухаживать и наблюдать за животными;

·         разводить растения или животных;

·         заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

·         бороться с болезнями, вредителями;

·         выращивать овощи и фрукты;

·         ориентироваться в природных явлениях;

·         наблюдать, изучать различные природные явлениями.

·         наблюдательность;

·         склонность к систематизации;

·         устойчивость внимания;

·         потребность в двигательной активности.

 

ТИП «Человек — Знаковая система»


В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.


Профессии, связанные:

1.    с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

2.    с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

3.    с чертежами, картами;

4.    со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

5.    со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         обрабатывать тексты и таблицы;

·         производить расчеты и вычисления;

·         перерабатывать информацию;

·         работать с чертежами, картами и схемами;

·         принимать и передавать сигналы и сообщения;

·         хорошо считать в уме;

·         оперировать знаками и символами;

·         искать и исправлять ошибки.

·         способность к математике;

·         развитое абстрактное мышление;

·         высокая устойчивость внимания;

·         склонность к общению;

·         аккуратность и усидчивость. 

ТИП «Человек — Художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

 

Профессия данного типа связаны:

1.    с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

2.    с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         заниматься художественным оформлением;

·         заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...);

·         сочинять (стихи, прозу и др.);

·         выступать на сцене;

·         изготавливать своими руками красивые вещи;

·         петь, играть на музыкальных инструментах.

·         яркое воображение;

·         образное мышление;

·         склонность к творчеству;

·         гибкость чувств;

·         специальные способности;

·         развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.) 

 

ТИП «Человек - Человек» 

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

1.    с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

2.    с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

3.    с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

4.    с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

·         обслуживание людей;

·         занятие лечением;

·         обучение;

·         воспитание;

·         защита прав и безопасности;

·         управление людьми;

·         легкость знакомства и общения с новыми людьми;

·         умение внимательно выслушивать людей;

·         умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

·         развитые коммуникативные способности;

·         эмоциональная устойчивость;

·         быстрая переключаемость внимания;

·         эмпатия;

·         наблюдательность;

·         организаторские способности.

 

Семь шагов к взвешенному решению

 

1. Составить список подходящих профессий
которые Вам нравятся, интересны; по которым Вы хотели бы работать и которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований к выбираемой профессии
- выбираемая профессия и будущий род занятий;
- выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- желательный уровень профессиональной подготовки;
- выбираемая профессия и мои склонности и способности;
- желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования.
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. 
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты.
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты.
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху.
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.